- 1. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого
вала;
- 2. Канал подачи масла от коренного подшипника к
шатунному;
- 3. Масляный картер;
- 4. Коленчатый вал;
- 5. Указатель уровня масла;
- 6. Масляный фильтр;
- 7. Перепускной клапан;
- 8. Фильтрующий элемент;
- 9. Противодренажный клапан;
- 10. Масляный насос;
- 11. Канал подачи масла от насоса к фильтру;
- 12. Горизонтальный канал подачи масла в масляную
магистраль;
- 13. Канал в блоке цилиндров для подачи масла;
- 14. Передний сальник коленчатого вала;
- 15. Канал в шейке коленчатого вала;
- 16. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному
подшипник;
- 17. Валик привода масляного насоса и распределителя
зажигания;
- 18. Отверстие в звездочке для смазки цепи;
- 19. Звездочка распределительного вала;
- 20. Магистральный канал в распределительном валу;
- 21. Кольцевая выточка на средней опорной шейке
распределительного вала;
- 22. Канал в кулачке распределительного вала;
- 23. Крышка маслоналивной горловины;
- 24. Канал в опорной шейке распределительного вала;
- 25. Корпус подшипников распределительного вала;
- 26. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла
к газораспределительному механизму;
- 27. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла
к газораспределительному механизму;
- 28. Магистральный канал в блоке цилиндров;
- 29. Датчик контрольной лампы и указателя давления масла;
- 30. Вытяжной коллектор вентиляции картера;
- 31. Пламегаситель;
- 32. Вытяжной шланг;
- 33. Крышка маслоотделителя;
- 34. Маслоотделитель;
- 35. Сливная трубка маслоотделителя;
- 36. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры
карбюратора;
- 37. Калиброванное отверстие;
- 38. Впускная труба;
- 39. Дроссельная заслонка;
- 40. Карбюратор;
- 41. Шланг отсоса картерных газов в задроссельное
пространство карбюратора;
- 42. Воздушный фильтр;
- 43. I.Схема вентиляции картера;
- 44. II.Работа золотникового устройства карбюратора;
- 45. III.При малой частоте вращения коленчатого вала
двигателя;
- 46. IV.При средней частоте вращения коленчатого вала
двигателя.
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры
распределительного вала, втулки шестерни и валика привода масляного насоса и
распределителя зажигания. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым
движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми
кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода
газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также
стержни клапанов в их направляющих втулках. Вместимость системы смазки 3, 75 л.
Уровень масла контролируется по меткам на указателе 5. Нормальное давление масла
0, 35-0, 45 Мпа (3.5-4, 5 кгс/см*) при частоте вращения коленчатого вала 5600
об/мин. Минимальное давление должно быть не менее 0,08 МПа (0.8 кгс/см') В
систему смазки входят: масляный насос 10, приемный патрубок с фильтрующей
сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр 6,
установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления
масла, встроенный в приемный патрубок, датчики 29 указателя и контрольной лампы
давления масла. Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим
образом. Масляный насос 10, приводимый в движение парой шестерен с винтовыми
зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка
и подает его по каналу 11 в полнопоточный фильтр 6. Отфильтрованное масло по
каналу 12 попадает в продольный магистральный канал 28, проходящий вдоль блока с
левой стороны, а оттуда по каналам 16, просверленным в перегородках блока
цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной
опоре распределительного вала масло подводится по каналам, просверленным в блоке
цилиндров 27, в головке цилиндров 26 и в корпусе подшипников распределительного
вала. В прокладке головки цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по
которому масло проходит из канала 27 блока в канал 26 головки. В каждом вкладыше
первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников имеется по два
отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренних
поверхностях вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных
подшипников, а другая часть по каналам 2. просверленным в шейках и щеках
коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних
головках шатунов струя масла попадает на зеркала цилиндров в момент совпадения
отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. С 1990г. шатуны изготавливаются
без отверстия в нижней головке, и масло от нее на стенки цилиндра не подается.
Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую
выточку 21 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 20 распределительного
вала, а из канала через отверстия в кулачках и опорных шейках к рабочим
поверхностям кулачков, рычагов и опор вала. Масло от первого подшипника валика
17 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу,
просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке шестерни привода
масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному
каналу 13 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются
разбрызгиванием и самотеком. Масляный насос (см.рис.4) - шестеренчатого типа,
установлен внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая
шестерня насоса закреплена на валике неподвижно, а ведомая шестерня свободно
вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Масло поступает в насос по
маслоприемному патрубку, пройдя фильтрующую сетку. В корпус масло- приемного
патрубка встроен редукционный клапан. При повышении давления в системе смазки
выше допустимого масло отжимает редукционный клапан, и избыточное масло
перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при
котором срабатывает редукционный клапан, обеспечивается пружиной соответствующей
упругости, установленной на заводе. Это давление не регулируется. Масляный
Фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке цилиндров.
Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной
между крышкой фильтра и буртиком блока. Фильтр имеет противодренажный клапан 9,
предотвращающий отекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной
клапан 7, который срабатывает при засорении фильтрующего элемента и перепускает
масло помимо фильтра в магистральный канал 28. Фильтрация масла производится
бумажным элементом 8. Вентиляция картера двигателя. Вентиляция картера закрытая,
принудительного типа, не допускает повышения давления в картере из-за
проникновения в него отработавших газов. Картерные газы отсасываются в коллектор
30 воздушного фильтра 42 через маслоотделитель 34, вытяжной шланг 32 с
пламегасителем 31. Из коллектора 30 газы могут идти двумя путями:
непосредственно в воздушный фильтр 42, а также по шлангу 41, золотник 36 на оси
дроссельной заслонки в задроссельное пространство карбюратора. С повышением
частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник
36 поворачивается и открывает дополнительный путь картерным газам через канавку
в золотнике.